Башҡортостан Республикаһы муниципаль район Иглин районының Иглин үҙәкләштерелгән
китапхана системаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Меңйетәр ауыл моделле китапханаһы – 18-се филиал
logo
Муниципальное бюджетное учреждение Иглинская централизованная библиотечная система муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Минзитаровская сельская модельная библиотека – филиал №18
452417, Республика Башкортостан, Иглинский район, село Минзитарово, улица Центральная, дом 50
тел. +7 (347-11) 1-11-11, факс: +7 (347-11) 1-11-11; e-mail: zalifahazieva@yandex.ru

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, поэт-сказитель

Салават Юлаев родился в 1754 году (по другим данным в 1752 г.) в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана) в семье волостной старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской даруги Юлая Азналина. Известно, что Салават умел читать и писать на тюрки, свободно владел русским языком. По описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». Народные рассказы часто совпадают с единственными документальными сведениями о его внешности, где говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной, волосом черен, глаза чёрные».
Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу перенял у своего отца, который вступил в судебные тяжбы по причине изъятия жалованных ему земель. Такие несправедливые отношения со стороны властей оказало решающее влияние на дальнейшую судьбу юноши.
11 ноября 1773 года 19-летний Салават с отцом в составе Стерлитамакского иррегулярного башкирско-мишарского корпуса перешли на сторону повстанцев под руководством Емельяна Пугачёва, провозгласившего себя императором Петром III. Член канцелярии правления заводов Урала М. И. Башмаков указывал, что башкиры пошли за ним «не для него, а для освобождения своих земель и свободы».
До ареста 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) Салават находился в центре событий Крестьянской войны, участвовал в более чем двадцати сражениях. Взял Симский и Катавский заводы, вернув, на короткое время земли отца, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость и захватил оружейные запасы и казну, в штурме города Кунгур. В отличие от большинства мятежных предводителей Крестьянской войны, Салавату около года удавалось не допустить полного разгрома своих войск, он многократно ускользал от столкновений с основными силами Царской армии.
3 июня 1774 года Салават Юлаев и Канзафар Усаев, который в армии Пугачёва уже имел чин полковника, получают чин бригадиров.
В конце марта — начале апреля 1774 года под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском царские войска наносят серьёзное поражение основным повстанческим силам, но несмотря на требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкирии.
25 ноября 1774 года, подкреплённая конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых команда поручика В. Лесковского из корпуса генерала Ф. Ю. фон Фреймана настигла в горах Салавата Юлаева и взяла в плен. Явившегося с повинной отца — Юлая Азналина тоже взяли под стражу.
Следствие длилось долго и с перемещением в Уфу, Казань, Москву, Оренбург и снова в Уфу. По приговору от 15 июля 1775 года Салавата Юлаева и Юлая Азналина подвергли наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайший государственный преступник».
2 октября 1775 года скованные в кандалы Салавата Юлаева и его отца под охраной отправляют на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Минуя города Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москва, Тверь, Новгород, Псков, Ревель 29 ноября они добрались до Рогервика, где встретили своих соратников: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь они провели остаток своей жизни. Пробыв в каторге 25 лет, Салават Юлаев умер 26 сентября (8 октября) 1800 года.
Салават прославился не только своими военными подвигами, но и как поэт-импровизатор. В своих стихах он воспевал родной народ, землю, веру, религию – все то, что считал самым важным для любого человека. К сожалению, его творчество полностью не сохранилось до наших дней, но зато образ самого Салавата присутствует во многих произведениях, он стал своеобразным воплощением истинного патриотизма и самопожертвования.