Башҡортостан Республикаһы муниципаль район Иглин районының Иглин үҙәкләштерелгән
китапхана системаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Меңйетәр ауыл моделле китапханаһы – 18-се филиал
logo
Муниципальное бюджетное учреждение Иглинская централизованная библиотечная система муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Минзитаровская сельская модельная библиотека – филиал №18
452417, Республика Башкортостан, Иглинский район, село Минзитарово, улица Центральная, дом 50
тел. +7 (347-11) 1-11-11, факс: +7 (347-11) 1-11-11; e-mail: zalifahazieva@yandex.ru

История возникновения Уфы

1574 год. Эта дата значится первой в летописи города, однако люди жили здесь за много тысяч лет до появления современных домов и улиц. Древнейшие городища, остатки древних укрепленных поселений на территории нынешней Уфы относятся к эпохам мезолита, продолжавшегося до VI-V тысячелетия до нашей эры, и неолита, бронзового и железного веков. Свидетели той поры — инструменты из камня и бронзы, оружие, глиняные черепки — и сейчас расскажут немало интересного посетителям городских музеев. Первые же деревянные строения возникли на уфимском полуострове во времена правления Ивана IV, прозванного Грозным. А город вырос на высоких холмах после завоевания им Казанского ханства, навеки слив воедино судьбы башкирского и русского народов.
В 1708 году Уфимский уезд стал Уфимской провинцией, которая просуществовала до 1781 года — сначала в составе Казанской, а затем Оренбургской губернии. Управление городом перешло к обер-коменданту, пока в 1782 году не был учрежден титул уфимского генерал-губернатора. В 1802 году после ряда преобразований Уфа получит наконец статус губернского города — резиденции гражданского губернатора и губернских учреждений. Центром одной из российских провинций и встретит она Октябрьскую революцию. Но случится это лишь через два столетия, а в начале ХVIII века Уфа продолжала оставаться небольшим деревянным городком, который мучила вечная беда — пожары. То и дело горели жилые постройки, овины, торговые лавки, по уфимским улицам неприкаянно бродили лишившиеся крова погорельцы. 23 мая 1759 года от удара молнии в Михайловскую башню загорелся старый уфимский Кремль. Огонь перекинулся на соседние строения — воеводский дом, караульную избу, канцелярию, приказную палату… В пламени погибло 210 уфимских дворов; Кремль, за исключением каменного Смоленского собора, был уничтожен полностью и больше уже не восстанавливался. На месте бывшей крепости начал формироваться административный центр города.
В 70-х годах ХVIII века в Уфе насчитывалось девять улиц и 1058 дворов.
… Уфа начала ХIХ века была совсем небольшим городком, который можно было обойти за полтора-два часа. Численность ее населения составляла чуть больше четырех тысяч человек. В городе насчитывалось 32 улицы с переулками и слободами. Главной долгие десятилетия считалась Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), шедшая от центра к берегу Белой. В праздники, особенно на Масленой неделе и в Крещенье, здесь можно было встретить всю Уфу.
Строительство в городе велось стихийно, без какого-либо плана. Характерным для Уфы типом зданий были деревянные дома-усадьбы. Однако с конца ХVIII века всем сколько-нибудь значимым российским городам предписывалось иметь собственный план развития. Первый план Уфы, согласно которому город предполагалось перенести на более ровную местность, был утвержден в 1803 году.
Последние годы уходящего XIX века ознаменовались в Уфе формированием рабочего класса. В 1885 году началось строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, в Уфе состоялась торжественная закладка здания железнодорожного вокзала. Прокладка железной дороги существенно упрочила экономическое положение и статус Уфы (среди городов Урала она уступает теперь лишь Екатеринбургу), а возникновение железнодорожных депо и ремонтных мастерских дало мощный толчок развитию металлообрабатывающей промышленности и способствовало зарождению новой ветви рабочего класса — железнодорожников. В 1898 году дала ток первая городская электростанция. К концу века в фабрично-заводском и ремесленном секторе города было занято около 6 тысяч человек, и уже в первые годы ХХ столетия Уфа становится одним из центров революционного рабочего движения в России.
14 июня 1922 года Декретом ВЦИК Уфимская губерния была упразднена, три ее уезда — Уфимский, Бирский и Белебеевский — переданы Башкирской республике. Уфа объявляется столицей БАССР.
Восстанавливать разрушенное революцией и Гражданской войной хозяйство приходилось в нелегких условиях. Не хватало топлива, транспорта, квалифицированных кадров. Преодолевая невероятные лишения, люди трудились, проявляли много изобретательности и инициативы. Эти усилия вскоре увенчались первыми успехами. В 1922 году возобновились ремонтные работы на городской электрической и водопроводной станциях, кожевенных заводах, железнодорожных и других предприятиях.
30-е годы ХХ столетия вошли в историю города и республики как новая эра в развитии промышленного потенциала. В сентябре 1931 года были вбиты первые сваи в фундамент Уфимского моторного завода, и уже в 1936 году с его конвейера сошли первые комбайновые моторы. Фонтан нефти, в 1932 году ударивший из разведочной скважины в Ишимбаево, дал мощный толчок зарождению нефтяной индустрии — отрасли, предопределившей всю дальнейшую судьбу края.
С первых дней Великой Отечественной войны уфимцы, как и вся страна, сплотились перед общей бедой. Практически вся промышленность города работала теперь на нужды фронта. Нефтеперерабатывающая отрасль наладила производство топлива для самолетов; хлопчатобумажный комбинат выпускал ткани для военного обмундирования, которое шилось на местных фабриках; паровозоремонтный завод перешел на обслуживание локомотивов и выпуск боеприпасов. Здесь на личные средства уфимцев были построены бронепоезда «Уфа», «Александр Невский», «Полководец Суворов» и «Салават Юлаев». Каждый третий советский танк заправлялся горючим уфимского производства, из 137 тысяч советских военных самолетов 97 тысяч летали с авиадвигателями, изготовленными на Уфимском моторостроительном заводе.
Первые послевоенные годы ознаменовались небывалым трудовым энтузиазмом и большими достижениями во всех отраслях народного хозяйства. Столица республики залечивала нанесенные войной раны. Бурно шла индустриализация города, заводы и фабрики переходили на выпуск мирной продукции, создавались новые предприятия. Наращивала мощь нефтеперерабатывающая промышленность — Уфа перерабатывала пятую часть всей добываемой в СССР нефти. 21 июля 1953 года по 180-километровому трубопроводу в Уфу пришел туймазинский газ. С жилого дома № 2 по улице Ленина началась эпоха газификации республики.

В конце 1940-х годов был принят Генеральный план реконструкции и развития Уфы. Промышленное строительство велось теперь в северной ее части, вдали от жилых кварталов. В городе планировалось возвести новые школы, больницы, кинотеатры, построить цирк, увеличить длину трамвайных путей, провести троллейбусные линии. В 1956 году слились воедино города Уфа и Черниковск. Северную и южную части столицы связала новая транспортная магистраль — проспект Октября, вдоль которого расположились жилые дома и многие крупные учреждения города. В 1960-1970-е годы застраиваются улицы Рихарда Зорге, 50-летия СССР, район ДК моторостроителей; возникают новые жилые микрорайоны — «Айский», «Телецентр», «Зеленая Роща», «Энтузиастов» и другие. В 1962 году на углу улиц Ленина и Революционной появился первый 9-этажный дом, а спустя десять лет был установлен новый рекорд: на пересечении улиц Фрунзе и Воровского поднялась высотка в 14 этажей.

… На правом берегу реки Белой, где высилось некогда старейшее каменное здание Уфы — Смоленский собор, стоит ныне Монумент Дружбы. Закладка памятника, установленного в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства, состоялась в 1957 году. Многое изменилось с той поры. На уфимских улицах вновь возводятся мечети и храмы, сверкают витринами современные гипермаркеты и торговые комплексы. Но к подножию Монумента с врезанными в камень словами «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов» по-прежнему стекается народ, свои праздники Уфа привыкла встречать именно здесь. В 2007 году, когда республика отмечает 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, памятник остается одним из главных символов единения двух народов.