Башҡортостан Республикаһы муниципаль район Иглин районының Иглин үҙәкләштерелгән
китапхана системаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Меңйетәр ауыл моделле китапханаһы – 18-се филиал
logo
Муниципальное бюджетное учреждение Иглинская централизованная библиотечная система муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Минзитаровская сельская модельная библиотека – филиал №18
452417, Республика Башкортостан, Иглинский район, село Минзитарово, улица Центральная, дом 50
тел. +7 (347-11) 1-11-11, факс: +7 (347-11) 1-11-11; e-mail: zalifahazieva@yandex.ru

Громкие чтения: методические рекомендации

Воспитание грамотного читателя — одна из основных задач, стоящая перед семьёй, школой и, конечно, библиотекой. Читать вдумчиво, наслаждаться   художественной выразительностью текста, читать, умом и сердцем откликаясь на прочитанное, легко распознавать хорошую книгу в море печатной   продукции.
Терминологический словарь «Библиотечное дело» даёт нам такую формулировку данного понятия: «Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного».
Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален). Громкие чтения дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, дают  возможность  слушателям и читающему посмаковать  вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять  прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Какова же в этом процессе роль библиотекаря?
Он организует встречу ребёнка и книги, обучает его языку, на котором с ним говорит автор, приучает слушающего вкладывать в процесс чтения-общения все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и всё время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят и как мне говорят, представляю ли, понимаю ли? При этом надо иметь в виду, что библиотекарь не должен занимать авторитарную позицию, т.е. он не обязательно является носителем правильной, единственно возможной версии. Библиотекарь должен стремиться обнаружить уникальность и незаменимость точки зрения каждого ребёнка, он разрабатывает и углубляет читательские версии ребят. Дети и библиотекарь должны выступать как реальные герои и соавторы этого мероприятия. Но для того, чтобы встреча ребёнка с книгой была плодотворна, библиотекарю необходимо серьёзно потрудиться на этапе, предшествующем самому громкому чтению, подготовиться к нему.
Как отобрать книги для чтения?
Вот что на этот вопрос отвечают специалисты. Нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определённого возраста и уровня подготовки, причём это должно быть не произвольное множество книг, а дидактически выверенная система детских книг.
При выборе произведения  необходимо руководствоваться принципами:
·   произведение должно  соответствовать возрасту слушателей;
· текст должен  иметь актуальное для детей содержание, чтобы вызывать эмоциональное переживание, стремление поразмышлять;
· произведение должно быть малой повествовательной формой – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время (Для дошкольников и первоклассников — не более 20-25 минут). В то же время, чтение отрывка может иметь прогностический характер. Особенно для ребят постарше (отрывок прочитали –  что будет  дальше? – дочитай сам);
· желательно (но  не обязательно) содержание выбранного произведения должно отражать стратегическое направление библиотеки.
Наилучших результатов мы достигнем, если книги, выбранные для совместного чтения, вызывают интерес и понимание у самих учащихся и способны разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником и во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его.
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса.